Эмиграция по-умному. Интервью с Андреем Амлинским

Если валить, то по-умному. То есть — smart. Известный российский маркетолог Андрей Амлинский и его жена Лина помогают начинающим экспатам сориентироваться в западной жизни, разобраться в новых реалиях и не наступить на те грабли, о которые споткнулись те, кто уже уехал.

С 21 по 23 апреля они проведут в Берлине SMART-FORUM — семинар о жизни и бизнесе. Ксения Максимова специально для ТУТиТАМ пообщалась с Андреем Амлинским и узнала, почему те, кто решил переехать на Запад, должны посетить SMART-FORUM.

Фото: Из личного архива Андрея Амлинского

Берлинский SMART-FORUM — это такой информационно-адаптационный проект, который должен сработать как «расширитель для мозгов». В течение трех дней на нем рассказывают о том, как и что устроено в западном мире: по каким законам строятся бизнес и отношения между людьми, каковы особенности рынка, как покупается жилье и оформляется медстраховка, какие стартапы «выстреливают», а что давным-давно устарело. Лекторы из разных стран на собственных примерах объясняют, почему они стали успешными и в чем ошиблись.

Форум придумала и организует Лина Амлинская, а помогает ей в этом ее муж. Андрей Амлинский называет себя «дедушкой российской рекламы» (его самые известные слоганы: «Есть идея — есть IKEA» и «Не тормози, сникерсни»). Он оставил пост креативного директора BBDO и создал собственное независимое агентство. Это позволило ему расширить свое жизненное пространство, и теперь «поехать домой» означает для семьи Амлинских одновременно — в Москву, Берлин и итальянскую деревушку.

 

Фото: Из личного архива Андрея Амлинского
Фото: Из личного архива Андрея Амлинского

 

Андрей Амлинский:

«…Просто в какой-то момент достало, что нам каждый месяц повышали плату за съемную квартиру в центре Москвы. Из-за того, что, мол, престижное место. И мы поняли, что жить надо как-то совсем по-другому. Но как именно — долго не могли нащупать. Была даже безумная идея поселиться на дебаркадере на Москве-реке, но потом мы просто поехали в Италию и стали присматривать домик в деревне. Вместо дачи.

Но мы — москвичи, и жить постоянно в маленькой деревне не можем. И потом: у нас трое детей, им нужно социализироваться, учиться. Так мы обосновались в Берлине в восточном районе Пренцлауэр Берг в довольно забавном месте. Это лофт в здании бывшей шоколадной фабрики. Теперь мы и живем на три дома, а между Италией и Берлином передвигаемся всем семейством на машине.

Мы решили не отдавать детей в школу. Да это при нашем образе жизни и не так-то просто сделать. Мы устроили большое путешествие по Америке (там сегодня порядка трех миллионов детей-анскулеров), где изучали вопрос домашнего образования. В итоге решили так: гуманитарными науками занимаемся с детьми сами, а для остальных дисциплин приглашаем университетских преподавателей. Максимально много ходим в Европе по музеям: это гораздо нагляднее школьных учебников.

С работой получилось интересно. Мы все-таки люди состоявшиеся, у нас была некая сумма на счету, и мы подумали: вот этот вечный стресс, эти звонящие в пять утра в истерике клиенты, весь этот маразм надо из жизни исключить. Решили уйти на пенсию молодыми, жить как нам хочется, заниматься культурными и социальными проектами, путешествовать. Так мы пожили какое-то время, а потом вернулись в строй: ведь у нас уже было довольно известное независимое рекламное агентство креативных стратегий.

Но сделали все наоборот. В Москве считается круто, если есть модный офис, в который посетители заходят, как в храм. А мы стали приучать клиентов к «удаленке»: ведь обсуждать дела можно и в кафе, и по скайпу, и даже на Каннском фестивале рекламы — все равно многие бизнесмены давно живут на Лазурке. Я раза два в месяц летаю в Москву: два часа с копейками на самолете и еще полчаса на электричке (из подмосковного коттеджного поселка ехать дольше). Конкуренты берут деньги за человеко-часы, мы – за идеи. Другие продают креатив, а мы – стратегии.

 

Фото: Из личного архива Андрея Амлинского
Фото: Из личного архива Андрея Амлинского

 

Это раньше в эмиграции было много трагического. Провожая человека в Шереметьево, ты понимал: вот сейчас он развернется в последний раз, и нужно его запомнить, потому что больше вы, может, и не увидитесь. И неизвестно, сможет ли он нормально устроиться за границей. А сейчас, за двадцать лет капитализма, выросло целое поколение образованных, современных, грамотных людей, готовых к жизни на Западе. Их переезд — это их моральный выбор в пользу европейских ценностей. Одним не нравится, что их потребности ограничивают (взять хотя бы тот же сыр). Другим, например, неприятен обычный московский бытовой расизм (к тем же гастарбайтерам принято относится как к людям второго сорта). Вот для таких людей мы и придумали наш семинар.

Смарт-форум — это адаптер для перехода с одного напряжения на другое. Причем я бы сказал — с более высокого российского на более низкое западное. Мы определили для себя три задачи.

Во-первых, это лекции и презентации, послушав которые человеку становится понятно, что вообще в мире происходит. Потому что феномен России заключается в том, что там есть самые модные шмотки и самые последние автомобили, но совсем нет актуальной информации. Широкую картину мира составить сложно, потому что каналы коммуникации закупорены и деградированы. Например, в прошлый раз мы говорили о том, что такое «био», рассматривали этот вопрос со всех сторон. А таких мало известных для русского человека тем много — взять, хотя бы, интернет вещей или современную сексуальную сцену.

Второе измерение — это личный уровень. Выходят конкретные люди и искренне рассказывают свои истории: что у них получилось, а что — нет. То есть это не умозрительные лекции экономистов, а жизненное: кейсы о том, как открыть ресторан, запустить свой бренд одежды или какими должны быть правильные визитки.

 

Фото: facebook.com/smartforum.info
Фото: facebook.com/smartforum.info

 

Третья плоскость — собрать вместе людей одного круга в одно коммьюнити, чтобы все перезнакомились, обменялись жизненным опытом и телефонами. Наш народ все-таки общительный, но не коммуникабельный. В Берлине общей платформы для представителей новой буржуазии — назовем эту прослойку так — нет. Никто не хочет переезжать из центра Москвы в условный ментальный Марцан, а все стремятся обзавестись интересными знакомыми своего уровня образования и культуры.+

Весенний форум получится более интернациональным, мы пригласили гостей из Нью-Йорка и Лондона. Будут кейсы от медиа-менеджера Василия Эсманова (создателя проектов Look at me и The Village, который живет в Америке), от звездного графического агентства CYAN из Берлина, от австрийского режиссера Фридриха Флидера. Для нас, кстати, это совсем не коммерческий, а чисто культуртрегерский проект. Мы никакой прибыли не получаем, а деньги за билеты идут на организационные нужды».

 

Источник: http://tutitam.com/lyudi/emigraciya-po-umnomu-intervyu-s-andreem-amlinskim